loading

«Аэрофлот» потратит на медиаконтент больше 5 млрд рублей

Сотрудники «Аэрофлота». Фото из фейсбука авиакомпании

«Аэрофлот» объявил аукцион стоимостью $76,4 млн (более 5 млрд рублей) на поставку медиаконтента для своих самолетов в 2020–2021 годах. Это в 1,3 раза больше, чем авиакомпания готова была потратить на эти цели в 2018–2019 годах. Среди требований к поставщику контента: отсутствие в фильмах сцен авиакатастроф и отдельное согласование с заказчиком фильмов с эротическими сценами.

Подробнее. Информация о тендере на $76,4 млн опубликована на сайте госзакупок. Представитель «Аэрофлота» уточнил The Bell, что компания рассчитывает, что сумма уменьшится в ходе торгов. Для сравнения: в 2015 году стартовая цена такого же двухлетнего аукциона составляла $18,4 млн (итоговая снизилась до $14,1 млн), в 2017-м — $57,4 млн (итоговая — $39,9 млн), следует из данных портала госзакупок.

С чем связано подорожание. Пресс-служба «Аэрофлота» объяснила подорожание расширением парка воздушных судов (в том числе за счет запланированного на 2020–2021 годы поступления новых самолетов Airbus A350 и МС-21) и установкой стриминговых систем в большем количестве самолетов. Также в авиакомпании говорят о желании увеличить выбор фильмов, игр и обучающих видео, частоту их обновления и языки перевода. Кроме того, при расчетах в авиакомпании учли инфляцию.

Сравнить расходы «Аэрофлота» на развлечение пассажиров на борту с другими российскими авиакомпаниями невозможно: работающие системы медиаразвлечений есть только у самой группы и на бизнес-джетах, у всех остальных перевозчиков медиаконтент по сути сводится к бортовым журналам, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Сейчас «Аэрофлот» включает контент в стоимость билета, а в будущем вполне может ввести за него плату, отмечает эксперт. Так делают многие гибридные авиакомпании, работающие сразу в нескольких ценовых сегментах.

Прошлой весной выяснилось, что «Аэрофлот» также собирается оснастить 81 узкофюзеляжный самолет Airbus 320 и 321 оборудованием для доступа к стриминговой системе развлечений и WiFi — контракт на 3,5 года обошелся перевозчику в $52,6 млн. Но доступ в интернет сразу планировался платным — 800 рублей за один час полета, 1000 рублей за весь полет (на широкофюзеляжных дальнемагистральных судах «Аэрофлот» давно продает доступ в интернет — трафик стоит от $5 за 10 Мбайт до $50 за 150 Мбайт).

Какой медиаконтент требуется «Аэрофлоту»:

  • Фильмы не должны содержать «сцены авиакатастроф гражданских судов всех видов», сцены насилия и жестокости.
  • Фильмы со сценами эротического характера согласуются с заказчиком отдельно.
  • Желательно, чтобы бюджет или сборы фильмов были выше $100 млн.
  • Авиакомпании нужны фильмы, получившие «Оскар», или участники известных международных кинофестивалей.
  • Фильмы «лучших советских режиссеров» (кто к ним относится, в документах госзаказа не уточняется) и ведущих киностудий мира.
  • Сериалы производства HBO, NETFLIX, AMC, BBC, FOX.
  • Желательно, чтобы некоторые фильмы были в 1200 языковых версиях, а сериалы — более чем в 120 версиях.
  • Также нужны аудиотреки и документальное кино.

Поставщик медиаконтента. По контракту на 2018–2019 годы фильмы для самолетов «Аэрофлота» поставляет московская фирма «Аэрогрупп». Эта же компания исполняла предыдущий контракт 2015 года. На официальном сайте она представлена как «ведущий рекламный оператор международных аэропортов России», а также рекламный партнер «Аэрофлота» и «Трансаэро» (в 2017 году была признана банкротом). Ее выручка в последние годы составляла около 1 млрд рублей в год, чистая прибыль в 2017 году достигла 54 млн рублей, следует из данных отчетности компании в СПАРК. Контрольный пакет компании (80,36%) принадлежит Владимиру Смирнову. Он также является совладельцем  рекламного агентства «Аэрореклама» и сети центров футбольных тренировок для детей «Чемпионика». Оставшаяся доля (19,64%) принадлежит Станиславу Ясиновскому, совладельцу разработчика ПО Premier IFE Technics.

Права на показ фильмов на бортах воздушных судов – отдельная категория прав, которая не пересекается, например, с правами на показ в онлайн-кинотеатрах, объяснил The Bell Смирнов. «В нише inflight-entertainment (IFE, развлечения на борту) наша компания – единственный российский игрок», – говорит он. По его словам, инвестиции в IFE увеличивают все мировые авиакомпании, и «Аэрофлот» – не исключение. Главная проблема индустрии – оборудование: флот большинства крупных авиакомпаний оборудован разными системами с разным базовым ПО, и необходимость подготовить фильм для разных систем увеличивает расходы.

Деталь. Из-за инфляции растет не только стоимость медиаконтента «Аэрофлота», но и цены на билеты: на днях ТАСС со ссылкой на собственные источники в компании сообщил, что перевозчик может повысить тарифы на некоторых направлениях на уровень инфляции 2018 года. По предварительной оценке Росстата, инфляция в России по итогам 2018 года составила 4,2%.

Ирина Панкратова

Скопировать ссылку