«Не могу поверить, что вы покупаете это дерьмо»: как Бэнкси зарабатывает на своей популярности

Что бы ни делал со своими картинами британец Бэнкси, они становятся только дороже, доказала история разрезанной шредером «Девочки с воздушным шаром». Сам художник выступает резко против коммерциализации стрит-арта и принципиально не выставляется в галереях. Это не помешало ему скопить состояние, которое оценивается в $20–50 млн. Как и сколько зарабатывает самый модный стрит-арт-художник в мире?

«Любовь в мусорном ведре»

  • Покупатель картины Бэнкси «Девочка с воздушным шаром», которая на прошлой неделе самоуничтожилась во время аукциона Sothebyʼs, решила оставить ее себе, сообщил аукционный дом. Картина, проданная за 1,04 млн фунтов стерлингов ($1,37 млн), перейдет к анонимному покупателю — Sotheby's описывает ее как «женщину-коллекционера из Европы, которая является давним клиентом аукционного дома». «Когда работа самоуничтожилась, я сначала была шокирована, но со временем пришло осознание, что у меня останется моя собственная часть истории искусства», — приводит Sotheby's заявление покупательницы. Теперь работа будет называться не «Девочка с воздушным шаром», а «Любовь в мусорном ведре». Сертификат о присвоении ей нового названия выдала связанная с Бэнкси организация Pest Control, которая занимается проверкой его картин на подлинность.
  • Sotheby’s отрицает свое участие в розыгрыше. Эксперты отмечают, что сотрудничество с официальной организацией не соответствует стилю и философии свободолюбивого уличного художника. Тем не менее для Sotheby's этот инцидент стал хорошей возможностью заработать — покупатель разрешил им выставлять работу до 15 октября, пишет WSJ. Теперь разрезанная «Девочка с воздушным шаром» — самая известная работа Бэнкси в мире, и ее стоимость после пропуска через шредер может вырасти как минимум вдвое, считают арт-дилеры.

https://www.instagram.com/p/BozPjXSgveX/?taken-by=sothebys

Протест или маркетинг

Бэнкси в интервью заявлял, что коммерческий успех для уличного художника — признак провала. Но ему самому это пользоваться коммерческим успехом не мешает. В 2007 году, после первого аукциона Sotheby's, на котором продавались его работы, Бэнкси повесил на своем сайте картинку, на которой покупатели торговались за лист бумаги с надписью «Не могу поверить, что вы, кретины, на самом деле покупаете это дерьмо». Спустя семь лет и этот рисунок был продан на Sotheby's. Бэнкси не входит в рейтинги самых дорогих современных художников, но его известные работы продаются на аукционах с ценником не ниже шести нулей. Рекорд пока держит картина Keep it Spotless, проданная в 2008 году на нью-йоркском аукционе Sotheby's за $1,87 млн. В 2013 году Forbes оценил его состояние в $20 млн. Сейчас профильный сайт Celebritynetworth оценивает его в $50 млн.

Самая дорогая картина Бэнкси Keep it Spotless — пародия на другого современного художника Дэимена Херста

  • В полную искренность Бэнкси, когда он ругает арт-рынок, поверить трудно: вся его деятельность слишком похожа на идеальную маркетинговую стратегию, построенную на идее протеста и атмосфере таинственности. Самый известный факт о Бэнкси — никто до сих пор достоверно не знает, кто он. Статьи о том, что имя художника раскрыто, появляются в желтой британской прессе каждые полгода, но финального ответа так до сих пор никто и не дал. Известно лишь, что Бэнкси около 45 лет, он начал рисовать граффити в 1990-е годы в городе Бристоль, а к 2000 году перебрался в Лондон.
  • Бэнкси завоевал международное признание за провокационные уличные граффити, в которых часто высказывался на политические темы. Сформировать высокий спрос на свои картины Бэнкси удалось за счет внезапного появления его работ на стенах разных городов мира, отмечает Bloomberg. Появление работ часто сопровождается остроумными и рискованными акциями, повышавшими к ним интерес. Профильные сайты даже составляют инструкции, чему Бэнкси мог бы научить маркетологов. Очевидно, что рынок готов мгновенно и с радостью принять все, что Бэнкси ему предлагает, отмечает FT.
  • В середине 2000-х художник тайно развешивал свои картины рядом с постоянными коллекциями в британской галерее Тейт (2003 год), парижском Лувре (2004 год), Британском музее (2005 год), Нью-Йоркском музее современного искусства и Метрополитен-музее. В 2004 году его сообщники разбрасывали в толпе на Лондонском карнавале нарисованные Бэнкси фальшивые 10-фунтовые банкноты с портретом принцессы Дианы и надписью «Banksy of England». Сейчас банкноты продаются на eBay по $200, а ограниченная серия подписанных художником постеров с их изображением — на аукционах по £24 000. А в 2013 году Бэнкси без предварительного объявления поставил на день в нью-йоркском Центральном парке стойку, где его работы продавались по $60, — покупатели, взявшие семь работ на $420, через два дня выяснили, что купили не репродукции, а подписанные автором оригиналы. Два из них были спустя год проданы на аукционе за £125 000.
  • Одна из отличительных черт Бэнкси — оперативные сообщения в соцсетях о том, что именно ему принадлежит авторство той или иной работы. Он уже несколько лет «в стиле настоящего подпольного героя» громко заявляет о своем новом творении. Инцидент на аукционе Sotheby's не стал исключением — Бэнкси в тот же день опубликовал в своем инстаграме видео, в котором показал, как встроил в раму картины шредер.

https://www.instagram.com/p/BomXijJhArX/?utm_source=ig_embed

На чем он зарабатывает

Денег вокруг протестной уличной живописи Бэнкси достаточно, но на чем зарабатывает он сам? В конце концов, миллионы за картины, проданные на Sotheby's, чаще всего получают владельцы стен, на которых они были нарисованы. Сам художник утверждает, что не продает свои работы. Его единственная официальная организация, Pest Control («Борьба с вредителями»), занимается только подтверждением подлинности его рисунков — она была создана после того, как мошенники стали массово фабриковать рисунки Бэнкси на стенах. На сайте Pest Control с традиционной иронией сообщается: «Это единственный пункт продажи новых работ Бэнкси, которых сейчас в продаже нет». В редких случаях, когда Бэнкси пишет работы на продажу, вырученные деньги идут на благотворительность.

  • Тем не менее оценка состояния Бэнкси в $20–50 млн — не выдумка журналистов. Весной этого года специализированный сайт Artspace провел целое расследование в попытке выяснить, на чем зарабатывает художник, и нашел сразу несколько источников дохода. Прежде всего, Бэнкси все же продавал свои работы — в виде постеров, литографий и даже холстов, повторяющих его рисунки на стенах. До 2017 года все это можно было купить через онлайн-магазин Pictures On Walls, (POW) основанный первым арт-дилером Бэнкси Стивом Лазаридисом. Подписанные художником принты могли стоить $20–40 000, а самые известные — как «Девочка с воздушным шаром» — продавались и по $165 000. Принты без подписи можно было купить по $500–1500. Бэнкси получал в POW процент от продаж. Но в 2017 году магазин закрылся — как написано на его сайте, из-за того что работы выставлявшихся там художников стали стоить непропорционально дорого, а мастера стрит-арта протестуют против его коммерциализации.
  • Продажа рисунков через POW и не была основным источником дохода Бэнкси, утверждает в разговоре с Artspace бристольский арт-дилер Хью Лоуэр, продающий в том числе работы Бэнкси: по его словам, больше всего денег художник получает на закрытых продажах частным коллекционерам через Pest Control. Это, в частности, позволяет ему не отдавать половину прибыли галереям, как это вынуждены делать традиционные художники, отмечает Лоуэр. Учитывая высокие цены, Бэнкси вполне достаточно продать 10–20 работ в год, чтобы финансировать свои дорогостоящие проекты и получать «очень неплохую зарплату», говорит арт-дилер. Кому и за сколько Бэнкси продает картины, неизвестно — например, попавшую под шредер «Девочку с воздушным шаром» продавал анонимный друг художника, которому тот якобы подарил работу.
  • Тем не менее прибыль — явно не главная цель для Бэнкси. В теории он мог бы продавать свои работы гораздо дороже — как только они попадают на вторичный рынок, из-за ограниченного предложения их цена сразу вырастает в несколько раз. Возможно, еще больше он смог бы заработать на коллаборации с брендами, которой не стесняются его коллеги по стрит-арту. Художник KAWS, например, сотрудничает с маркой одежды Comme des Garçons, а прототип главного героя фильма Бэнкси «Выход через сувенирную лавку» Mr.Brainwash раскрашивает кроссовки Nike — но Бэнкси ненавидит рекламу, а преднамеренное коммерческое использование работ разрушит всю его легенду.

Лиана Фаизова